Комментарий эксперта Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС. 

В июле 2019 года в Орловской области запущен новый механизм муниципальной реформы. 

После проведения публичных слушаний с участием руководства администрации, депутатов  и общественности Орловского района было оглашено решение о создании с 2021 года нового типа муниципального образования  - муниципального округа.

Напомним, что при вступлении в силу Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такой тип муниципалитетов на предусматривался и был официально учрежден только после принятия первого мая сего года Федерального закона  N 87- "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Суть указанных изменений состоит в том, что российские регионы получают возможность отказаться от продекларированного во время реформы местного самоуправления 2003-2009 гг. принципа двухуровневой системы административно-территориального деления муниципалитетов и аналогичной, то есть также двухуровневой системы управления ими. Однако такой она представлялась только в сельской местности : первый уровень муниципального управления был представлен сельскими и городскими поселениями, а второй - муниципальными районами.

Крупные города получили единый уровень управления - городские округа. Как полагает заведующий кафедрой гражданского права  Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС Дмитрий Цыбаков именно обнаружившееся отчуждение городских жителей от муниципальной власти заставила отечественного законодателя распространить  двухуровневую систему муниципалитетов  и  на крупные города, где с 2014 г. предусмотрена возможность создания внутригородских районов или городских округов с внутригородским делением.

Ведь ранее обычный житель для решения своих проблем мог обращаться только в городскую администрацию или городской муниципальный совет. При этом весной этого года федеральные парламентарии приняли решение распространить  справедливо критикуемую ранее систему одноуровневой муниципальной власти и на сельские районы. Создание муниципальных округов обосновывается финансовой недееспособностью сельских и городских поселений, что не дает возможности решать возлагаемые на них обязанности.

По мнению Дмитрия Цыбакова, внедрение муниципальных округов на территории нашего региона вызовет противоречивые последствия : с одной стороны будут сэкономлены определенные средства и без того дотационных муниципальных бюджетов, с другой стороны - увеличится дистанция между гражданином и муниципальной властью, ослабнет связующее звено между ними на низовом уровне  - то есть там, где и формируются первоочередные  запросы и потребности жителей. Выход из ситуации может состоять не только в корректировке собственно управленческой системы, которая в ряде случаев действительно необходима.

Принципиальным вопросом может стать инициатива о пересмотре объема полномочий муниципалитетов первого уровня - сельских и городских поселений. Передача наиболее затратных из них на второй уровень  -  то есть в муниципальные районы, как это принято в странах с давними традициями организации местного самоуправления, могло бы помочь избежать весьма неоднозначных мер в сфере организации муниципальной власти.