Санкционная война стала привычной средой международных отношений.

Вот почему важно, чтобы импортозамещение действительно пошло на пользу национальной экономике.

С одной стороны, нельзя перекрыть доступ к дефицитным технологиям, а с другой – нужно стимулировать рост собственной производственно-технической базы. Система закупок здесь становится тем самым умным фильтром с функциями обратного клапана, который выполняет эту сложную задачу.

Одновременно в России продолжаются объективные процессы переориентации бизнеса «на Восток». Крупнейшим импортером в РФ является Китай с долей 21,7%, доля импорта из Южной Кореи ≈ 3%. Совершенно очевидно, что доля импорта товаров в РФ, приходящаяся на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в ближайшее десятилетие продолжит неуклонно расти.

По мнению доцента кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, кандидата экономических наук Ирины Докукиной, при всей важности политического момента область импорта в отечественной системе закупок остается практически неуправляемой. Наряду с четкими заявлениями и актами Правительства РФ об импортозамещении прекрасно чувствует себя так называемая «серая зона», в которой работают иностранные поставщики.

Сегодня далеко не все представители бизнеса готовы свои иностранные закупки выводить в открытый контур. Российские компании пока из-за несовершенства законодательной базы и отсутствия соответствующих положений 223-ФЗ вынуждены проводить такие закупки в обход текущему законодательству. Даже если они очень захотят работать в открытую, им придется самостоятельно изобретать правоприменительную практику, чтобы попытаться вывести такого рода закупки в электронный раздел.

Вероятно, так будет продолжаться до тех пор, пока весь российский импорт (без исключения) не будет оцифрован в обязательном порядке. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Причем с инициативой по данному направлению выступила одна из крупнейших закупочных структур России – электронная торговая площадка Газпромбанка.

В 2012 году, когда появился 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний и естественных монополий, перед площадкой встала задача переводить эти закупки в электронную форму. За семь лет работы удалось достичь заметных результатов на этом направлении. Теперь в ЭТП ГПБ намерены оформить первый опыт оцифровки российского импорта.

Зависимость РФ от импорта особенно видна на примере закупок авиакомпаний. В России нет ни одного поставщика запасных частей для «боингов» и «аирбасов». Единственный вариант – прямое взаимодействие с иностранными контрагентами.

Сегодня электронную цифровую подпись может получить только предприятие, которое зарегистрировано в России. Это создает недобрые предпосылки для появления так называемых фирм-прокладок и разного рода серых схем. В других странах, например, в Белоруссии или Южной Корее, для участия в государственной закупке иностранной компании достаточно просто прийти на электронную площадку, в удостоверяющий центр, получить ЭЦП и работать наравне со всеми участниками. Справедливости ради подчеркнем, что Южная Корея защищает свой экономический суверенитет иными средствами. Так, в Стране утренней свежести есть номенклатура из 800 стратегически важных товаров и услуг, которые могут производить только национальные компании. В России нечто похожее существует только для оборонной промышленности и не носит системного характера.

Если представить объем российского рынка товаров, закупаемых у иностранных контрагентов, прикинуть возможность использования электронных сервисов для таких закупок, то становится очевидным, что экономить и работать с такими закупками в цифровом виде гораздо проще и заказчикам, и поставщикам. А государству удобнее такие закупки регулировать.

 


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ