Кардинальным шагом очередного этапа реформирования Верховного суда Российской Федерации по замыслу ее инициаторов должно стать формирование организационных и правовых основ для создания новых структурных элементов судебной системы страны - апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
За основу для этого инициаторы преобразований берут модель организации арбитражного судопроизводства, насчитывающая 21 арбитражный апелляционный региональный суд, структурно развернутый во временной промежуток с 2004 по 2014 гг. , а также 10 федеральных кассационных судов. Применительно к судам общей юрисдикции планируется создать 5 надрегиональных апелляционных судов и 9 кассационных судов, чья компетенция будет распространяться в пределах федеральных округов. Возглавлять вновь образованные судебные инстанции назначено президиуму, на который предполагается замкнуть коллегии по гражданским, административным, уголовным делам, а также и по делам военнослужащих Министерства обороны, МВД, Росгвардии и других силовых ведомств.
Таким образом, в российском судопроизводстве в ближайшем будущем с большой долей вероятности возникнет новый структурный элемент - судебный апелляционный округ. Апелляционные суды будут наделены статусом апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу решения судов первой инстанции. Помимо этого они будут вести дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, открытым на подведомственной территории.
Большой интерес вызывает статус и полномочия еще одно инстанции - кассационных судов, которые также призваны стать стержневым элементом кассационного судебного округа. В сферу их деятельности будетвходить пересмотр дел и проверки процессуальных решений федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Именно в указанной инстанции планируется рассматривать кассационные жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты. Равным образом, кассационные суды, так же, как и апелляционные, будут вести дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Как полагает доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Среднерусского института управления - филиала РАНХи ГС при Президенте Российской Федерации Д.Л. Цыбаков, указанная законодательная инициатива свидетельствует не только о структурной и организационной децентрализации отечественного судопроизводства. Логика замысла преобразований свидетельствует о грядущем сокращении полномочий Верховного суда Российской Федерации. Если законопроект пройдет все этапы рассмотрения и принятия в палатах Федерального Собрания России, :то за Верховным судом останется обязанность проверки законности судебных актов судов регионального уровня только тогда, когда не дадут результата прочие способы проверки в нижестоящих инстанциях.
Вместе с тем, не следует забывать, что замысел реформы судопроизводства предполагает увеличение финансовых затрат и проведения масштабных мероприятий организационно-штатного характера. Эксперты уже обращали внимание на вероятное отчуждение граждан от новых апелляционной и кассационной инстанций, поскольку в случае появления межрегиональных центров судопроизводства далеко не все из них, способны будут принимать личное участие в судебных заседаниях. По мнению Д.Л. Цыбакова, отечественному законодателю и правоприменителю при выборе мест дислокации апелляционных и кассационных судов по общеуголовным делам необходимо учитывать фактор транспортной доступности и коммуникационное обеспечение региона его возможного пребывания с территориями вновь учреждаемых судебных округов.