Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России намерена в этом году начать использовать при проведении ЕГЭ и ОГЭ систем распознавания лиц.

Цель – идентификация выпускников для предотвращения «подмены личности».

В этом году во время проведения ЕГЭ и ОГЭ в России было выявлено порядка шести тысяч нарушений. Это попытки списать экзаменационное задание или пронести на экзамен различные запрещенные предметы, которые были призваны помочь ученикам показать хорошие результаты.

В арсенале современных выпускников были и специальные очки со встроенной камерой для передачи «сообщнику» условий задания, и антиглушилки сигналов мобильной связи, и всевозможные наушники и прочие приспособления. Те нарушители, которые действовали по старинке, в большинстве своем пытались пронести с собой на экзамен смартфоны.

Были зафиксированы случаи «подмены» экзаменующихся – сдавать экзамены за ученика приходили другие люди под его фамилией.
Именно эти случаи подвигли организаторов ЕГЭ применять более усовершенствованные способы фиксирования правонарушений.

Для этих целей в прошлом году в восьми пунктах проведения экзаменов были протестированы новые методы борьбы с нарушениями на ЕГЭ и ОГЭ. С помощью специальной программы лица пришедших на экзамены учеников сличались с фотографиями в базе данных. Делалось это автоматически, без участия людей, с помощью «машинного зрения».

С этого года Рособрнадзор намерен распространить эксперимент применения поведенческого анализа с помощью нейросети. Где именно будут применены новые методы, ведомство держит в тайне. В этом году нейросети помогали выявить экзаменационные работы, написанные «чужим почерком».

По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Евгении Матвеевой, в предложениях Рообрнадзра есть полюсы. Но и минусов и рисков достаточно. К проблемным вопросам относится вполне допустимая возможность сбоя системы.

В ближайшие годы в России планируется запустить два суперсервиса: «Поступление в вузы онлайн» и «Цифровые документы об образовании онлайн» Первый позволит искать и сравнивать ВУЗы, учебные программы, оценить свои шансы на поступление, подавать документы в электронном виде. Время на оформление документов и получение подтверждения их приема от вуза может сократиться до одного часа.

Второй – это громадная онлайн-база школьных аттестатов и вузовских дипломов, результатов экзаменов, документов о присвоении квалификации, ученой степени, звания. Эти документы будут в постоянном доступе. Их будет гораздо проще запросить и нельзя потерять. Именно цифровой документ станет юридически значимым - и подделать его будет невозможно.

Таким образом, с развитием технологий можно приблизится к максимально прозрачному процессу проведения итоговых экзаменов. Важным может стать и сокращение финансирования на наблюдателей и проверяющих, но до этого момента потребуются колоссальные суммы для внедрения этих новшеств.