Виктор Панков рассказал о феномене Орловского художественного училища и о том, почему нужно верить даже в самого безнадежного студента.

В этом году исполняется 46 лет со дня восстановления Орловского художественного училища (ОХУ). Дата, конечно, не юбилейная, и устраивать праздничные мероприятия было бы логичней в прошлом году. Однако тогда юбилей восстановления училища затмило 450-­летие Орла и о художниках на время забыли. Напомнить о себе решили они сами, хоть и с опозданием.

В марте в Орловском художественном училище состоялась экскурсия по выставке работ бывших выпускников ОХУ. Посетителями стали уже известные многим «прогульщики по Орлу» и все, кто пожелал присоединиться к ним в этот вечер. 

Экспозиция получилась абсолютно разноплановой, были представлены работы в различных жанрах живописи, графики и дизайна.
– Выставку мы делали спонтанно, как говорят, на коленке, – говорит дизайнер и педагог Орловского художественного училища Виктор Панков. – Очень хотим сделать её традиционной и устраивать каждый год, поэтому нам важно было создать прецедент.


В фойе училища открывают выставку большие гобелены из войлока в стиле Кандинского. Они такие приятные на ощупь, что их хочется даже потрогать.
– Мне нравится эта стена, – продолжает Панков, – техника очень необычная. Тканые гобелены мы делаем давно, но, валять их из цветного позволительно только профессионалу!

В основном зале работы настолько разнообразные, что не сразу понятно, на что обратить внимание. Здесь есть пейзажи, натюрморты, портреты, иллюстрации к литературным произведениям. И все это многообразие представлено вперемешку, без всякой системы. Мрачные жесткие тона картин, написанных явно мужской рукой, сменяются яркими нежными красками по­-настоящему женских натюрмортов с изображением цветов. Словом, есть на что посмотреть, и каждый зритель найдет что­-нибудь по душе.

– Бытует такое мнение, что обязательно должны существовать некие художественные школы, – рассуждает Панков. – Например, есть московская школа и питерская школа, которые друг друга недолюбливают. На мой взгляд, это странно, все­-таки искусство должно измеряться иными критериями. По работам, представленным на выставке, нельзя сказать, что это орловская школа, и это, скорее, правильно.
Действительно, каждое произведение на выставке отражает личность автора, а не место его обучения.

– Что касается преподавателей ОХУ, тут я соглашусь со знаменитым высказыванием о том, что кадры решают все, – продолжает Панков. – Основы кадровой политики заложил директор училища Валентин Кузьмич Киселев, который привлекал к работе орловских выпускников и выпускников ведущих художественных вузов. В такой среде творческая конкуренция всегда высокая. Возможно, поэтому наши выпускники становятся знаменитыми и востребованными не только в стране, но и за рубежом.

Что касается студентов, Виктор Панков давно дал себе зарок — ни на ком не ставить крест.
– Бездарностей не существует, существуют определенные обстоятельства, в которых развивается человек. Например, студент может не справляться с той свободой, которая настигла вдали от родительского дома, и поэтому не посещать занятия. А может просто случилась любовь. Примеров много. Есть ученики, которые сначала пропускают уроки, не работают, а потом закрываются в мастерской и усиленно трудятся. И я уже не удивляюсь, когда из студента, в которого не верил никто, даже, может, и он сам, вдруг что­-то получается. Вдруг он начинает говорить умные вещи, осознавать, что и зачем делает. Конечно, иногда приходится некоторых подталкивать к этому.

Одного из студентов, который всегда все делал в последний момент, однажды довольно жестоко разыграли, сказав, как бы невзначай, что смотр работ состоится на несколько дней раньше, чем было запланировано.

– А он и так уже не спал, стараясь успеть закончить работу, – говорит Виктор Панков. – И узнав, что надо ускориться, видимо, начал творить вовсе на пределе человеческих возможностей. Конечно, когда он узнал, что все это шутка, то даже не смог улыбнуться. Еще долго не прощал старосту группы за то, что так сказала, и меня – за то, что все это придумал.

В финале экскурсии был представлен студенческий проект росписи стен одного из орловских домов на улице Ленина. Проект выполнен по мотивам и в стилистике традиционной вышивки орловский спис.

– Орловский спис уникален. Я лично изучал различные стили вышивки, и некоторые элементы, которые есть в списе, нигде больше не повторяются. В этом есть что­то инопланетное, космическое. Настоящий спис очень спонтанный, здесь не требуется жесткое соблюдение каких­то правил. И поэтому такой рисунок на стене дома будет и красивым, и практичным. Ведь в случае, если роспись испортится, ее легко можно будет подправить.

У студентов ОХУ в запасе есть еще множество идей, которые можно реализовать довольно просто и без особых затрат. А продемонстрировать свои проекты и работы поводов будет еще много. Виктор Панков шутит, что отмечать юбилейные даты в ОХУ можно часто. Ведь образовано училище было в 1932 году, в 1937­м здание отошло военному штабу и ОХУ поселилось в Ельце, который в то время относился к Орловской области. После того как Елец стал частью Липецкой области, ОХУ закрыли. В 1971 году училище восстановили снова в Орле на улице Полярной. В 1978 году ОХУ переехало в здание на улице Матросова, где и располагается по сей день.

«Орловская городская газета» Вероника Иконникова