Обеспечение устойчивого увеличения внутреннего спроса в условиях санкционного давления становится ведущим фактором экономического роста.

Акцент на этом был сделан Президентом РФ Владимиром Путиным на совещании с членами правительства 29 марта 2023 года. Для того, чтобы предприятиям удалось нарастить производство и реализовать свой потенциал, заняв освободившиеся ниши ушедших западных компаний, на государственном уровне предоставляются меры финансовой поддержки бизнеса и ключевых отраслей экономики. Среди наиболее эффективных инструментов поддержки следует выделить механизм кластерной инвестиционной платформы.

Запущенная в РФ кластерная инвестиционная платформа – новая мера господдержки проектов производства приоритетной продукции, направленная на достижение технологического суверенитета и опережающее развитие таких приоритетных отраслей, как химическая и автомобильная промышленность, металлургия, железнодорожное и судостроение. Инструмент дает возможность получать долгосрочные льготные кредиты до 100 млрд руб. по ставке, ниже ключевой ставки ЦБ РФ. Участники инвестплатформы обеспечиваются гарантированным спросом посредством заключения офсетных контрактов, получают преференции в виде сокращения контрольных мероприятий и проверок, ослабление процедур таможенного и налогового мониторинга. Данный механизм, обеспечивая дофинансирование инвестиционных проектов и предоставляя возможность сбыта новой продукции, должен стать гарантом благоприятных условий развития и функционирования новых производств.

Предложения по поддержке промышленных предприятий за счет активной инвестиционной политики и эффективной господдержки стали предметом обсуждения на заседании Президиума государственного совета РФ, состоявшегося 4 апреля в г. Тула. Комиссия Госсовета «Промышленность» представила свои идеи развития внутреннего индустриального потенциала и стимулирования спроса на отечественную продукцию. В частности, предлагается распространить на федеральных заказчиков систему офсетных контрактов, гарантирующих бизнесу поставку определенного объема товаров или услуг в определенные сроки, распространить национальный режим на все закупки госкомпаний и системообразующих организаций, прописав приоритет российских товаров и законодательно закрепить ответственность за несоблюдение квот.

Механизм офсетной контрактации снижает риски организации новых производств посредством обеспечения гарантированного спроса. В настоящее время большая часть офсетных контрактов связана с медицинской сферой. Перспективными направлениями их использования является производство техники и материалов для жилищно-коммунального хозяйства и утилизации бытовых отходов, производство высокотехнологичных ИТ-продуктов и оборудования. Активное развитие системы офсетных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами демонстрируют власти г. Москва и Московской области. В настоящее время прорабатывается вопрос о заключении девяти офсетных контрактов с предприятиями по переработке твердых бытовых отходов, производству жизненно важных препаратов и др.

По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Людмилы Малявкиной, санкционные ограничения стали катализатором смены экономической модели, продемонстрировав необходимость переориентации российской экономики на внутренний рынок. Экспорт постепенно перестает быть определяющим фактором экономического роста. Восстановление внутреннего спроса должно стимулировать рост реального ВВП. Положительный опыт заключения офсетных контрактов в московском регионе стимулирует рост интереса других регионов к этому механизму государственно-частного партнерства как эффективному рычагу привлечения инвесторов. Его масштабированию на другие субъекты может способствовать, к примеру, снижение минимального порога инвестиций, предоставление возможности заключения межрегиональных офсетный контрактов и др.