Ещё не так давно лето считалось «не политическим сезоном». Парламентские каникулы и период отпусков заставляли средства массовой информации страдать от отсутствия медийных поводов.

Однако с 2017 года на июнь сместилось проведение Прямой линии с Владимиром Путиным – ставшей традиционной формы прямого контакта Президента со страной. Проводящиеся с 2001 года Прямые линии были преимущественно декабрьскими до 2012 года, когда было объявлено об их переносе «на тёплое время», в том числе для большего удобства организации прямой видеосвязи с регионами. После этого четыре Прямые линии прошли в апреле, а затем были перенесены на июнь (за исключением 2020 года, когда Прямая линия была совмещена с Большой пресс-конференцией Президента России).

Состоявшаяся 30 июня Прямая линия-2021 стала, таким образом, самой поздней, всколыхнув летнюю политическую жизнь. В ряду социальных, экономических и внешнеполитических тем на этой площадке была озвучена идея реформирования территориальной организации управления в нашей стране. Отвечая на вопрос ведущей Прямой линии, Владимир Путин анонсировал закрепление за вице-премьерами кураторства над федеральными округами.

Эксперт кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова рассуждает, какие изменения в структуре Правительства может повлечь такое решение.

Хотя на прямой вопрос ведущей Владимир Путин ответил, что за конкретные регионы будут отвечать действующие вице-премьеры, эта задача трудноисполнима в рамках сложившейся отраслевой структуры правительства. Согласно Указу Президента РФ от 21 января 2020 года, в структуру Правительства входят первый вице-премьер (Андрей Белоусов) и 9 заместителей председателя правительства, из них Дмитрий Григоренко руководит аппаратом Правительства, а остальные замы курируют те или иные отрасли: Дмитрий Чернышенко – зампред по вопросам цифровой экономики и инновациям, Виктория Абрамченко – зампред по аграрным и экологическим вопросам, Марат Хуснуллин курирует строительный комплекс и региональное развитие, а также Крым и Калининградскую область, Юрий Борисов – оборонно-промышленный комплекс, Татьяна Голикова – социальную сферу; наконец,  Алексей Оверчук отвечает за вопросы международной интеграции и взаимодействия с международными организациями. Юрий Трутнев является одновременно заместителем председателя правительства и полномочным представителем Президента в Дальневосточном федеральном округе, курируя заодно Арктику и Северный Кавказ. Стоит напомнить, что тем же январским указом было упразднено Министерство по делам Северного Кавказа с передачей его функций минэкономразвития.

Эксперт отмечает, что в настоящее время в структуре федеральной исполнительной власти территориальное управление представлено относительно непоследовательно. В интересах стабилизации пространственного развития страны представляется разумным дополнить вертикально-отраслевое управление горизонтальными связями. В то же время, уже при создании федеральных округов отмечалось, что их границы определены во многом произвольно – особенно ярко это прослеживается на примере Южного федерального округа. Во всяком случае, федеральные округа не являются едиными социально-экономическими комплексами, в таком качестве рассматриваются 12 макрорегионов, определённых в Стратегии пространственного развития РФ.

В настоящее время в РФ существует 8 федеральных округов. По мнению эксперта, маловероятно, чтобы их распределили между «отраслевыми» заместителями председателя правительства, которые ответственны за развитие объёмных и сложных секторов, а кроме того – за реализацию национальных проектов. Скорее следует ожидать появления новых фигур, статус которых будет напоминать статус полпреда по Дальнему Востоку. Означает ли это автоматическое повышение значения  полномочных представителей Президента в федеральных округах, или же предусматривается создание параллельной административной структуры?

В любом случае, по мнению эксперта, это решение означает появление дополнительной инстанции между региональной и федеральной властью.

 - Введение должностей заместителей председателя правительства в федеральных округах может сделать ненужными институт представительств регионов при Правительстве РФ, содержание которых лежит нелёгким грузом на бюджете небогатых субъектов, - отмечает эксперт кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова.