За последние годы мы стали свидетелями трех масштабных кризисов – 2008, 2014 и 2020 годов. 

Кризис 2014 года был более ощутим для России, и довольно «спокойно» прошел для мировой экономики. В 2020 году из-за коронавируса кризис накрыл весь мир, и Россию тоже.

Доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Казанцева оценила условия кризисов и их последствия и сделала вывод, что ситуация в 2020 году не будет для России такой трагичной, как кризис 2014 года. Причина в том, что за череду кризисов российская экономика и бизнес адаптировались к условиям форс-мажора и теперь кризисы во многом для нас не являются чем-то экстраординарным, считает эксперт.

- Можно наблюдать определенную системность наступления похожих кризисов: 2008 год – 2014 год – 2020 год. Заметим: последние три кризиса повторяются ровно через 6 лет, поэтому явление кризиса для нашей страны уже может не считаться форс-мажорным обстоятельством. Очевидно, экономика выработала определенные инструменты нивелирования последствий подобных периодов, - говорит Светлана Казанцева. 

- В конце 2014 года для России сошлись два негативных обстоятельства: резко упали цены на нефть на мировом рынке и были введены экономические санкции в отношении нашей страны. Это привело к серьезному падению курса рубля. Если на 1 января 2014 года курс доллара США составлял 32,6 рубля, а евро — 45 рублей, то завершился же год курсами 56,2 и 68,3 рублей за доллар и евро соответственно, - говорит эксперт. Как итог, за 2014 год инфляция в России достигла 11,4%.

2020 год еще не завершился, и точных цифр и макроэкономических показателей пока нет. Но тенденции налицо.

Каждый кризис открывает окна возможностей для определенных сегментов экономики и видов бизнеса. После кризиса 2008 года, к примеру,  рывок совершил рынок сетевых онлайн-игр, фастфуда гипермаркетов, дискаунтеров и магазинов фиксированных цен. После 2014-года Россия стала очень активно проводить политику импортозамещения. 

Кризис 2020 года даст стимул для развития технологий онлайн обучения, онлайн торговли и прочие сегменты, которые начнут активно расти в онлайне. Эксперт отмечает, что развитие получат рынок продуктов здорового питания, индустрия отдыха дома, внутренний туризм, и подзабытый ныне сегмент торговли в формате секонд-хэнд.

- Ситуация сегодня не самая худшая и в чем-то имеет выгодные стороны. Переживая сложности 2020 года, бизнес может использовать наработки, полученные по итогам кризисов 2008 и 2014 годов, что повысит его устойчивость и сопротивляемость к новым кризисным ударам, - заключает Светлана Казанцева.