В середине минувшей недели, в рамках своего визита в Череповец, Президент России Владимир Путин отвечал на вопросы педагогической общественности.
Большая часть вопросов была посвящена теме образования. Однако на встрече коснулись и самой обсуждаемой темы последних недель – внесения поправок в Конституцию.
Глава государства позитивно оценил интерес школьников к общественно-политическим инициативам и призвал общество широко обсудить этот вопрос.
- Чем больше людей будут вовлечены в этот процесс, тем более народной будет Конституция и поправки, которые мной предложены», - сказал Владимир Путин.
Из всего спектра поправок, озвученных в Послании к Федеральному Собранию, Путин развёрнуто прокомментировал именно реформы в сфере организации местного самоуправления. По мнению Президента, «должна быть единая система публичной власти, чтобы у верхних этажей этой власти была ответственность за то, что происходит внизу, а те, кто работает в муниципалитетах, были связаны определённым образом со страной и её интересами».
Член рабочей группы по изменению Конституции Сергей Бебенин считает, что органам государственной власти следует предоставить возможность участия в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ.
По мнению эксперта кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светланы Букаловой, такая схема не является чем-то принципиально новым или недемократичным. Принято выделять несколько условных моделей организационной структуры МСУ и типов их взаимоотношения с государственной властью.
В основе действующих конституционных норм о муниципальной автономии лежали принципы англосаксонской модели, предполагающей наибольшую функциональную и финансовую независимость местного самоуправления. Корни англосаксонской модели лежат в историческом прошлом, когда базовой структурой организации местной жизни был церковный приход.
Для континентальной модели характерны исторические традиции сильной государственной власти и высокой степени централизации государства, которые обусловили сочетание на местах государственного управления и самоуправления, явления т.н. «административной опеки» - контроля со стороны государственных органов за деятельностью муниципалитетов. Наконец, можно выделить ещё и иберийскую модель, в которой выборный глава муниципалитета – алькальд – одновременно приобретает статус государственного служащего.
Какую конкретную конфигурацию примет в недалёком будущем система органов МСУ в России – покажет время и направление общественной дискуссии по этому вопросу.
В любом случае, обсуждаемые поправки в Конституцию (в той формулировке, в которой они подошли ко второму чтению) лишь задают вектор изменений и требуют конкретизации в федеральном законодательстве о местном самоуправлении.