Салат «Оливье», мандарины и шампанское традиционно являются символами новогоднего стола. 

Глава Банка России Эльвира Набиуллина озвучила, что два килограмма салата Оливье в России в 2020 году с учетом цен на продукты, входящие в его состав, подорожали на 6,8%.

И этот рост выше уровня инфляции в стране. Данные получены по методике «индекса оливье» Росстата. В расчете на указанное количество салата требуется: 400 граммов маринованных огурцов, 380 граммов горошка, полкило картофеля, 200 граммов моркови, 4 куриных яйца, 300 граммов докторской колбасы, 100 граммов лука и 200 граммов майонеза. 

В 2020 году стоимость салата выросла с 326 до 348 рублей, то есть на 6,8%. При этом удорожание было неоднородным: к примеру, сильно подорожал картофель, а стоимость моркови выросла более чем на 20%. 

По данным Росстата, с начала года потребительские цены выросли на 4,7%. В декабре 2019 года покупка продуктов, необходимых для приготовления «Оливье», в среднем в России обходилась в 326,47 руб., что на 4,3% больше, чем в 2018 году. В Орловской области в 2019 году стоимость салата составляла 338,26 рублей, а «индекс оливье» 6,58%. 

Второй популярный новогодний продукт мандарины подорожали в предновогодний период в среднем на 20-25 процентов. Торговые компании объясняют это ростом курса доллара, так как большая часть мандаринов импортные. Средняя стоимость 1 килограмма мандаринов составила 104 рубля, что привело к снижению объёма покупок на 10%. 

По данным Интерфакса, потребление шампанского в России в уходящем году сократилось на 10%, причем спад ускорился к концу года. Перед Новым годом, за первые три недели декабря, продажи сократились на 38% по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год, до 214 млн рублей. Количество транзакций при этом уменьшилось на 60%.

Также отмечается рост цен на шампанское, цена которого теперь в среднем составляет 400 рублей. При этом общий оборот алкомаркетов в декабре вырос на 64%, а количество транзакций в полтора раза. Но по игристым винам, кроме января 2020 года, когда траты населения на товар выросли на четверть в годовом выражении, почти все месяцы года наблюдалась отрицательная динамика, усилившаяся в декабре. Снижение было особенно заметным во время самоизоляции в марте-апреле (-15% к уровню прошлого года) и ближе к концу года, когда россияне обычно начинают закупать шампанское к праздничному столу. Так, в ноябре продажи игристых напитков снизились на 25% к предыдущему году. 

По мнению эксперта кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления филиала РАНХиГС Ларисы Тугачевой, сложившаяся ситуация свидетельствует о снижении реальных доходов населения, расходы на традиционные продукты для новогоднего стола в привычном количестве занимают все больший удельный вес в семейном бюджете.