В сложившихся экономических реалиях наблюдается активная трансформация форм и методов ведения бизнеса.

На смену традиционным формам реализации товаров приходят новые варианты, основанные на использовании современных технических средств и технологических разработок – вендинг. Изменение формата торговых операций связано с активным применением интернет-технологий, ставших основной функционирования интернет-магазинов и применением специальных (торговых) аппаратов.

Специальные (торговые) аппараты или вендинговые аппараты - это кофейные и снековые автоматы, автоматические массажные кресла и детские качалки, которые часто устанавливают в торговых центрах, автоматы для печати фотографий, фотосъёмки, ксерокопии и др.

Считается, что первые торговые автоматы использовались в храмах Древнего Египта при продаже святой воды, в Китае в XI веке - через автоматы организовали продажу карандашей, в Англии – осуществляли реализацию табачных изделий и т.д. Однако, основу современного вендинга заложил Вильям Финли Сэмпл (1888г., Нью-Йорк), создавший самую популярную жевательную резинку «Tutti Frutti» и начавший массово использовать торговые аппараты для ее реализации.

В последнее время, нельзя не отметить стабильное развитие вендингового бизнеса и рост интернет-торговли в России.

В период с 2015 по 2019 годы вендинговый рынок демонстрировал положительную динамику в объеме около 10% в год.

Активное развитие современной интернет-торговли в 2020 году произошло в связи с объявленной Пандемией коронавируса COVID – 19. Именно на электронную коммерцию в этот период приходилось около 9,6% розничного рынка РФ.

Фактором роста вендингового рынка в условиях Пандемии стала и возможность использования торговых аппаратов (пастоматов) при реализации товаров и получении их покупателем без привлечения посредников. Статистика показала, что в 2020 году, через пастоматы было получено около 34% интернет-покупок. В то время, как стационарные пункты выдачи заказов использовали около 39% покупателей.

Сформированное сознание современного потребителя в эффективности использования автоматизации, по мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светланы Барановой бесспорно способствует активному развитию вендингового рынка.

Эксперт отмечает, что вендинговый рынок в России имеет достаточно большие перспективы роста и возможность свободного вхождения на него с предпринимательской инициативой.