Основная идея создания особых экономических зон в стране состояла в том, что условия этих территорий станут центром притяжения необходимых для развития регионов инвестиции.

В прошлом году в стране функционировало 26 особых экономических зон (ОЭЗ) в 23 субъектах РФ (среди которых довольно крупными являются «Алабуга», «Дубна», «Санкт-Петербург», «Липецк», «Томск», «Бирюзовая Катунь», «Тольятти», «Ульяновск», «Калуга», «Тула»), 85 территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), 61 промышленный парк в 32 регионах и 45 индустриальных кластеров в 35 регионах.

В ОЭЗ по всей стране а текущий момент зарегистрировано 656 резидентов. Однако анализ деятельности данных особых территорий за ряд последних лет ставит под сомнение эффективность их работы, они так и не стали драйверами роста экономики регионов, как предполагалось.

Резиденты производят типовую продукцию вместо инновационной, пользуются преференциями специальных режимов скорее для конкуренции с субъектами, работающими по общим правилам, чем для технологического рывка, а 80% продукции, произведенной резидентами зон, реализуется на внутреннем рынке, а не на экспортном.

По данным Счетной палаты России, за 12 лет(с 2006 по 2018 годы) на создание развитие и поддержку только ОЭЗ было направлено 136 млрд рублей федеральных средств. Резидентам предоставлялись налоговые и прочие льготы. Для них на бюджетные средства была создана социальная, транспортная, инженерная и другая инфраструктура.

За этот же период инвесторы вложили в развитие производств на территории ОЭЗ почти 370 млрд руб., создали более 37 тыс. рабочих мест. Но большая часть инвестиций пришлась всего на четыре зоны: Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и Технополис в Москве. Соответственно, повсеместного всплеска роста экономики в таких зонах не произошло.

Счетная палата отметила и ряд проблем у ТОСЭР. Пока регионы Дальнего Востока теряют средства из-за таких территорий, например в 2017 г. они недополучили 1,5 млрд. руб., а в 2018 г. уже 2,4 млрд.руб. Налоговые потери моногородов (всего в них сейчас работает 65 зон) - 812 млн. руб. в 2018 г., а население таких городов сократилось на 38,6 тыс. человек за 2016-2018 гг. И перед государством встает задача поиска новых инструментов поддержки и развития моногородов и их включения в существующие программы развития с учетом нацпроектов.

Счетная палата также отметила проблемы с качеством управления отдельных зон, мониторингом их работы и оценкой экономической эффективности, сделало вывод о выработке единого механизма развития территорий. Руководство регионов должно четко обосновывать расходы на ОЭЗ, а получение льгот резидентами должно зависеть от социально-экономических эффектов для территорий.

Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Людмила Проняева отмечает, что формирование специальных экономических территорий - это мировая практика, доказавшая свою эффективность, но в России она не всегда работает успешно в силу разных причин.

При создании эффективной системы контроля за деятельностью резидентов в ОЭЗ, при наличии четко сформулированных целей развития конкретной зоны можно добиться улучшения экономических показателей, повысить инвестиционную привлекательность регионов, создать новые рабочие места. Для этого нужна модернизация данного института, совершенствование его нормативно-правовой базы и организационно-управленческого механизма, а также усиление ответственности региональных властей за достижение целей социально-экономического развития территорий расположения ОЭЗ.


Осторожно - газ!

Несколько слов

Мы точно знаем, только когда мы знаем мало, с ростом знания возрастает сомнение.

Иоганн Гёте

Реклама на cайте 

 

Наши рекламные предложения заслуживают внимания. Подробнее

 

 

реклама

Извещение. СМИ радиоканал Орел (Ретро FM Орел)

Расценки на политическую рекламу.

Извещение. ООО «Истоки» 

Расценки на политическую рекламу . 

Неподкупный. История орловских губернаторов

Четвертый генерал-губернатор Антон Де-Бальмен запомнился современникам как неподкупный.

 

 

МЫ ВКОНТАКТЕ