Компания J’son & Partners Consulting подготовила результаты регулярного исследования российского рынка офисного ПО за 2021 год.

По итогам 2021 года объем рынка составил 42,5 млрд рублей. При этом аналитики J’son & Partners Consulting пересмотрели прогноз роста доли рынка российского офисного ПО до 82% к 2027 году.

Сложившаяся в 2022 году ситуация является уникальной для зрелого рынка, каким является рынок офисного ПО в России. На конец 2021 года насыщение было достаточно высоким, и дальнейший рост предполагался плавным. Однако наблюдаемые макроэкономические факторы, динамика спроса в 2022 году, требования госрегулирования, развитие игроков рынка ведут к кардинальному изменению структуры рынка в течение ближайших 3–5 лет, в том числе к резкому увеличению доли российского офисного ПО.

Так, ранее ожидались более плавная динамика увеличения доли российского офисного ПО (с 7% в 2020 году до 40% в 2026 году) и open source ПО (с 15,5% до 30%), а также уменьшение доли зарубежного ПО (с 77,5% до 30%) и более равномерное распределение рынка между разными типами игроков. Согласно результатам текущего исследования, при условии сохранения наблюдаемых тенденций можно ожидать, что к концу 2027 года большую долю рынка будут занимать российские платформы офисного ПО (прогноз до 82%), на долю open source решений останется 10%, а на долю зарубежных – 8%.

Аналитики J’son & Partners Consulting также прогнозируют частичное перераспределение доли рынка в пользу двух российских производителей ПО: «Р7» и «МойОфис». При этом потенциальная емкость рынка может достигать 327,3 млрд рублей. Она включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также тех, кто пользуется cвободным ПО (open source), условно бесплатными сервисами (в том числе freemium), необновляемым, устаревшим или нелицензионным ПО.

В 2022–2023 годах прогнозируется достаточно резкое увеличение темпов роста российского рынка ПО, несмотря на ожидаемое сокращение общих темпов роста экономики РФ. До 2025 года рост будет умеренным, далее замедлится в связи с ожидаемой реакцией госсектора и коммерческого сектора на требования государства по импортозамещению и с учетом скорости принятия решений, проведения закупок и внедрения. Среднегодовой темп роста (CAGR) в 2022–2027 годах составит 10-12%.

Если говорить об объемах российского рынка офисного ПО, то за 2021 год он вырос на 3,7 млрд рублей и достиг 42,5 млрд рублей. В 2020 году он составлял 38,8 млрд рублей. Большая доля рынка пришлась на коммерческий сектор: 28,8 млрд рублей. На втором месте государственный сектор – 10,9 млрд рублей, на третьем – физические лица: 2,8 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году коммерческие компании потратили на офисный софт 26,2 млрд рублей, госкомпании – 9,9 млрд рублей, физические лица – 2,7 млрд рублей. 

Основными драйверами динамики являются: 

  • уход с российского рынка зарубежных игроков,
  • необходимость обеспечения информационной безопасности и цифрового суверенитета как государственными, так и коммерческими предприятиями,
  • активные действия государства по поддержке отечественных производителей и импортозамещению,
  • последовательная политика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций,
  • усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных,
  • рост лояльности потребителей к российскому ПО,
  • усилия вендоров по улучшению функционала,
  • а также повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО. 

Барьером в развитии рынка может также стать замедление темпов роста экономики, что повлияет на покупательскую способность организаций, учреждений и населения. 

Дополнительная информация о методологии исследования 

Под офисным программным обеспечением (офисным ПО) (офисным пакетом) понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. Как правило, в состав пакета входят редакторы текстовых документов, таблиц и презентаций, а также другие компоненты – в зависимости от производителя и модификаций продукта.

В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, специализированные офисные решения, такие как электронная почта, календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т. п.

Под объемом рынка понимаются расходы пользователей на приобретение коммерческих лицензий офисного ПО. Потенциальная емкость рынка включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также пользователей, пользующихся альтернативными возможностями: cвободным ПО (open source), условно бесплатными сервисами (в том числе freemium), необновляемым и устаревшим ПО, а также нелицензионным ПО. 

Под игроками рынка понимаются разработчики платформ офисного ПО, включая платформы, которые предоставляются для разработки программных продуктов другим производителям.


Реклама ИА "Реакция" 

 

Несколько слов

«В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
Иван Тургенев «Отцы и дети»

Реклама на cайте 

 

Наши рекламные предложения заслуживают внимания. Подробнее

Наш канал в Telegram 

Заводчики и фабриканты

В конце XIX века купцы владели 185 промышленными предприятиями, что составляло больше половины всех фабрик и заводов Орловской губернии. Подробнее

Орловские купцы строили храмы и жертвовали деньги на городские нужды

 

Концерты орловской филармонии в ноябре 2022 года. Смотреть афишу. 

  

МЫ ВКОНТАКТЕ