altalt26 июня в Москве прошел IХ ежегодный бизнес-форум «Ставим на конкуренцию!», который провела «Деловая Россия».

В работе бизнес-форума приняли участие премьер-министр России Дмитрий Медведев, его первый заместитель Игорь Шувалов,  министр промышленности и торговли Денис Мантуров и другие члены правительства. На форум съехались более тысячи человек из всех регионов страны. В основном, это предприниматели и представители администраций регионов и городов.
По приглашению «Деловой России» на форуме побывал орловский предприниматель, гендиректор ООО «ТелекомСтройСервис» Геннадий Парахин.


Что говорил премьер

- Геннадий Павлович, расскажите, какие стратегические задачи обсуждаюсь на форуме?  
- Форум прошел под девизом «Ставим на конкуренцию», что и определило его основную повестку дня. По сути дела, здесь премьер-министр огласил новое направление развития экономики страны. Было заявлено, что Россия должна выйти на новый этап развития: создание конкурентной экономики.
Выступление премьера было недлинным, но содержало важные вещи. 

Во-первых, он признал, что правительство недостаточно тесно общается с бизнесом, и эти коммуникации надо расширять более активно. Много внимания Дмитрий Медведев уделил такой проблеме, как административный лоббизм, это когда бизнес решает свои вопросы, прибегая к неформальным инструментам своего влияния во власти. Премьер-министр отметил, что ни в одной стране мира сегодня нет такого мощного административного лоббизма, как в России. Это мешает экономическому развитию страны.  
Особое внимание Дмитрий Медведев уделил развитию конкуренции в естественных монополиях и глобальной (мировой) конкуренции.
Еще одна из тем, которая звучала и на пленарном заседании, и при работе секций, это расширение доступа к государственным закупкам и закупкам государственных компаний со стороны малого и среднего бизнеса.
Говоря о механизмах создания конкурентной экономики, Дмитрий Медведев сказал, что они должны вырабатываться совместно с бизнесом и максимально отрыто.

Что говорил бизнес

- О чем говорили представители бизнеса? Какие проблемы они вынесли на обсуждение форума?
- Представители регионов выходили на трибуны форума с конкретными проблемами и предложениями. В основном, это касалось монополий, которые сложились в энергетике, газовой, железнодорожной отраслях. Это основная проблема, которая постоянно обсуждалась. Один предприниматель рассказал, как он обратился к энергокомпании по поводу согласования на подключение 80 киловатт электроэнергии. Это очень небольшой объем. А ему «выкатили» за согласование на подключение к сетям семь миллионов рублей. Фактически все выступления предпринимателей по этой теме сводились к одному: нет управы на монопольные отрасли.
Но меня как представителя производственного бизнеса больше волнуют другие вещи.
Конкуренция, это как змеиный яд: с одной стороны, им можно вылечить, а с другой – убить. Я считаю, что сегодня бездумно используя систему торгов как инструмент развития конкуренции мы сделали экономику нищей. Я имею в виду производственный сектор. И я говорил об этом в своем выступлении.
- Если можно, про это чуть подробнее.
- Никто не задается вопросом, до каких уровней при проведении торгов можно снижать ценовую планку. А потом возмущаются: вот, строители сделали что-то некачественно, а то, что построено, развалилось. Но на тех ценовых условиях, на которых сегодня выигрывают торги многие компании, сделать качественный объект или оказать качественную услугу невозможно.
Кстати, сегодня (исходя из моей практики) только два ведомства отслеживают цены на своих торгах и делают это именно с точки зрения низшей планки: это РЖД и Центробанк. Если ты даешь необоснованно низкую цену, то там конкурсные комиссии вначале требуют обоснования такой низкой цены, а потом просто снимают с торгов.
Я, к примеру, в торгах в Орловской области не участвую. Когда попытался это сделать, выяснилось, что в процессе торгов участники снижают цены в 2-2,5 раза. Иногда эти цены даже ниже, чем закупочная стоимость материалов.
- На что рассчитывают такие участники торгов? Ведь надо же выполнять условия контрактов?
- Дело в том, что конкурсы на объекты, в основном, проводят госведомства, администрации регионов и муниципалитеты. Они же и принимают объекты или объемы сделанных работ. И тут дело не в коррупции, а в том, что у чиновника, который может быть честным и патриотичным, просто нет достаточных профессиональных знаний, чтобы грамотно принять объект. И многие подрядчики этим пользуются, ведь на этом можно сильно сэкономить. Еще можно использовать какие-то некачественные материалы, а часто делается еще проще: создается компания, она предлагает самую низкую цену, получает аванс и просто исчезает. Такие случаи не редкость.  
Поэтому вопросы обоснования цены и сроков исполнения должны быть просчитаны и быть РЕАЛЬНЫМИ. И в принципе, у нас существует система федеральных расценок, ежемесячно обновляются федеральные и региональные коэффициенты, поэтому все это можно посчитать.
И еще одно: создавая конкуренцию, необходимо, прежде всего, создавать независимые институты контроля качества. А этого у нас, к сожалению, нет.
На форуме поднимался вопрос многоступенчатой системы заключения договоров. И я об этом тоже говорил в своем выступлении. Финансовая система в стране должна быть единой, и правила игры должны быть закреплены законодательно. Поясню. Все договоры должны соответствовать определенному стандарту. А на деле что происходит. У Газпрома свой стандарт, у нефтяников – свой, у коммуникационных компаний - свой и т. д. Что получается? Каждый первый бенефициар заключает договор, как правило, со своей дочерней компанией. Та, в свою очередь, со своей дочерней компанией. И так они «нанизываются» пять-шесть раз, реальный исполнитель стоит в конце цепочки. При этом каждая компания закладывает свой «профит». И тут появляется раздолье для так называемых коррупционных схем (к примеру, так называемая система «откатов»). Если ты в этом не участвуешь, то можешь ждать своих денег и год, и два.
- То есть проще заплатить откат?
- Да, если совесть позволяет…
- Как можно решить эту проблему?
- В Советском Союзе и даже еще после его распада в стране была четкая система: оплата за работы или услуги должна поступить в течение определенного срока. И сейчас надо все эти вещи снова отрегулировать. Нужен федеральный закон, который бы установил единые правила игры для всех участников экономической деятельности.
- А сейчас разве это не так?
- Для сведения откройте контракты одной крупной телекоммуникационной компании (не буду называть, это не суть важно).  Контракты «висят» в Интернете, но никто заявки на них не подает. Почему? А условия там такие: вот тебе аванс (или вообще без аванса), а оплата работ происходит после завершения абсолютно всех работ, в течение 90, 180, 270, а то 365 дней. То есть ты должен построить объект за свой счет, а потом до года ждать денег. И это все законно.
Кстати, на форуме обсуждали и систему сертификации, и систему допусков. В России такая система существует, она установлена государством и им регламентируется.  Но сейчас естественные монополии используют свою, внутреннюю систему сертификации. Причем цены там безумные. Пройти ее компаниям «со стороны» фактически невозможно. Это дополнительная «рогатина», которая ограничивает конкуренцию.  
Обсуждали на форуме и систему налогообложения. У предпринимателей есть свои претензии. Но я, например, считаю, что наша система налогообложения в России сегодня абсолютно нормальная.
- То есть напрасно мы жалуемся?
- Напрасно. Вообще, жаловаться всегда надо по существу. Сама система налогообложения  у нас правильная. Но в самой этой системе могут неправильно функционировать какие-то ее звенья. К примеру, то, что мы платим налоги по факту отчетности, а не по факту поступления денег. Это абсурдно, с точки зрения здравого смысла. Есть и другие вещи, которые требуют изменений и доработки.  
- Что по этим всем поводам говорило правительство?
- «Деловая Россия» по итогам форума взялась обобщить все проблемы, поднятые на форуме, и внести предложения в Правительство РФ.
- Как вам показалось, высокие участники форума владеют реальной ситуацией в экономике страны?
- В целом, да. Хотя при некоторых выступлениях возникало ощущение оторванности оратора от земли. Если же говорить о регионах, то везде ситуация разная. Все зависит от людей, которые решают эти задачи, которые отвечают за развитие экономики на местах. Но в целом, повторю, было очевидно, что участники форума четко понимают, что происходит.
 
P. S. Уже по итогам форума Дмитрий Медведев согласился с предложениями «Деловой России» по развитию российской экономики в части налоговой и тарифной политики, а также по созданию Центра общественных процедур, который будет контролировать реализацию этих инициатив. Эти предложения будут рассмотрены Правительством Российской Федерации.


Наш канал в Telegram 

Навстречу мечте: «ОДСК» предлагает жилье с первоначальным взносом от 15,1% 

реклама

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

 

 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ