Если предприниматель планирует наладить выпуск, импорт или реализацию детских товаров легкой промышленности, перед началом своей деятельности он должен пройти предписанные мероприятия сертификации и получить разрешительные документы.
В отношении товаров для детей оценка соответствия – это обязательная процедура, проводимая по форме сертификации, декларирования или госрегистрации.
Требования к качеству одежды для маленьких потребителей закрепил профильный тех. регламент – ТС (ЕАЭС) 007/2011. Проверка продукции включает ее исследование в аккредитованной лаборатории, изучение нормативно-технических документов заявителя и инспекцию предприятия (при сертификации серийного выпуска детской одежды).
Классификация детской одежды
Согласно профильному ТР ТС детская одежда разделяется на 3 слоя:
- 1-ый – 100% соприкосновение с телом (нательные изделия, в том числе чулочно-носочная продукция, купальные костюмы, трусы, майки и другое);
- 2-ой – ограниченное взаимодействие с кожей (кофты, пуловеры, изделия рубашечного ассортимента, платья, костюмы и другие товары.);
- 3-й – соприкосновение с кожными покровами практически отсутствует (предметы верхнего гардероба на подкладке, которая занимает более 40% всей поверхности изделия).
Форма подтверждения соответствия и требования безопасности зависят именно от слоя.
Какие документы должны быть оформлены на детскую одежду?
Для определения, какой именно разрешительный документ необходимо получить в отношении конкретного изделия, нужно знать: для какой возрастной категории оно предназначено, из каких материалов изготовлено, к какому слою относится.
Для идентификации эксперту также потребуется код ТНВЭД и область применения продукции.
Основной список продукции
Сертификат соответствия:
- все нательные изделия, головные уборы для детей старше 3 лет;
- предметы верхнего гардероба 2-го слоя;
- шубы, пальто, куртки и другая одежда 3-го и головные уборы 2-го слоя для малышей до 12 месяцев;
- все виды детской обуви.
СГР:
- предметы нижнего белья, купальники, чепчики, панамки и т. д. 1-го слоя;
- колготы, гольфы, носки для детей до 3-х лет.
Декларация:
- шапки, кепки и иные уборы головные 2-го слоя;
- вся детская одежда 2-го слоя для малышей старше 1 года;
- обувь из войлока.
Сертификат, декларация и СГР на одежду для детей и подростков оформляется на основании протокола испытаний, который содержит результаты проведенных исследований.
Максимальный срок действия разрешительной документации – 5 лет.
Процесс сертификации детской одежды
Перед началом сертификационного процесса производитель должен позаботиться об оформлении нормативно-технической документации (НТД). Если технологии производства изделий легпрома для детей отличаются от действующих стандартов, необходимо разработать Технические условия.
Кроме НТД в центр сертификации предоставляется учредительная документация заявителя, сведения о продукции, включая коды ТН ВЭД, контракт на поставку, инвойс, если предприниматель занимается импортом и образцы для экспертизы.
После анализа предоставленных материалов алгоритм оценки соответствия следующий:
- Подтверждение соответствия – наиболее важная часть всего процесса. Образцы проходят исследование в лаборатории, где проверяется гигроскопичность, индекс токсичности, биологическая безопасность, качество соединительных швов и другие показатели.
По результатам проверки выдается заключение. Составленный протокол испытаний входит в число обязательных доказательных материалов и должен храниться вместе с разрешительными документами.
- Проверка на соответствие результатов испытаний. Отраженные в протоколе показатели сопоставляются с критериями безопасности, закрепленными ТР ТС и другими нормативными актами.
- Выезд экспертов на производство, составления акта анализа его условий (при сертификации серийного выпуска).
- Регистрация разрешительного документа в Едином реестре, выдача заявителю.
После обязательной оценки продукции предприниматель может оформить добровольные сертификаты (экологический, ИСО и другие), которые станут дополнительной гарантией качества для потребителей. Эти документы также являются маркетинговыми инструментами, которые можно применять в рекламных целях.