В эти дни исполняется двадцать лет со дня расстрела Белого Дома в Москве.
Историю называют «училищем народов», хотя она на любой вопрос дает одновременно и утвердительные, и отрицательные ответы… Тот, кто знает историю, может предсказывать будущее! Говорят, что «Изучать историю – означает вести разведку прошлого. Вся наша история состоит из загадок и тайн». Поэтому спросим у историков, спустя двадцать лет, что произошло осенью 1993 года в Москве? Почему «свои» били из танков по «своим»? Кто воевал против кого? Но сначала: хроника событий «малой гражданской войны».
21 сентября 1993 года был оглашен Указ Б.Н.Ельцина № 400 «О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета РФ». На 11-12 декабря 1993 года назначались выборы в Государственную думу, которая должна была стать институтом российского парламентаризма и вобрать в себя новый корпус депутатов. К этому же сроку должна была быть завершена работа по подготовке новой российской Конституции. Верховный Совет, размещавшийся в Белом доме, решительно отказался подчиняться указу президента, идентифицировав его как государственный переворот. Действуя энергично, он в ночь с 21 на 22 сентября привел к присяге в качестве президента Российской Федерации вице-президента А. В. Руцкого... В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам. В течение десяти дней конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти развивались по нарастающей линии.
27 сентября Белый дом в Москве был окружен войсками (в предыдущие дни были отключены телефонная связь, системы водо- и электроснабжения).
3 октября. Белый дом, поддержанный даже английским парламентом, пытается решительно взять власть в свои руки и отстранить Ельцина. Взята московская мэрия, организован штурм телецентра в Останкино. В ответ Ельцин объявляет в Москве чрезвычайное положение, вводит в столицу войска и объявляет действия Руцкого и Хасбулатова вооруженным фашистско-коммунистическим мятежом.
4 октября. Телевидение показывало гражданскую войну как телесериал – танки били прямой наводкой по окнам Белого дома. Расстрел и штурм Белого дома в Москве. Арестован Хасбулатов, Руцкой… С обеих сторон в вооруженном конфликте погибло более 150 человек.
13.12.93 Встреча «политического Нового года» по итогам выборов в российский парламент закончилась провалом партии власти. Победил Жириновский. Владимир Вольфович угощал всех шампанским. Уже после первых сведений о неудаче демократов «вышла из строя» система обработки результатов голосования, передача Центрального телевидения была прервана без всяких объяснений.
Итоги выборов говорили о том, что россияне не поддержали действия Ельцина. Не поддержали войну «своих» против «своих». Война – проверенный веками способ снижения ценности жизни воюющих граждан. Причины войн не изменились с древних времен – перераспределение капиталов, проблемы с соседями. Война, по словам Наполеона, состоит из непредусмотренных событий. И добавлял, что штыками можно сделать очень многое, но на них нельзя сидеть.
Осенью 1993 года среди «ста лиц столицы» выделялось несколько исторических лиц: Ельцин, Хасбулатов, Гайдар, Руцкой… Но они были игрушками в руках «кукловодов». Реальная власть была у денег, у рублей и долларов, которые накопились в частных руках. А, как известно, деньги – это движущая сила войны. Между собой схлестнулись доллары и рубли. По крайней мере танкисты, а также генералы и офицеры, которые стреляли по Белому дому получали хорошие «долларовые премии». А их «противники» во главе с генералом Макашовым – рубли…Запомнилось откровение одного из участников событий: даже водители танков, получили больше тысячи долларов. Танкисты имели приказ: стрелять по пустому зданию болванками, а по верхним этажам «для эффектной телевизионной картинки» – зажигательными снарядами. Чтобы дым Белого дома видела вся страна, весь мир. Россия колебалась. Двоевластие (как в 1917 году!) ее расшатывало. Провинции нужно было показать «картинку»: Белый дом сгорел, власть только у Ельцина.
Генштаб, «под давлением рублевых окладов», вначале не поддержал «силовой сценарий». Но туда лично приехал Ельцин и «сопровождающие лица», которые провели «разъяснительную работу». На сторону рубля встал директорский корпус России, большинство представителей интеллигенции…Доллары свою роль сыграли. И победили, ибо против них сражались рубли, которые слабели с каждым днем. Инфляция съедала их стоимость.
Внешняя суть инфляции в том, что в эпоху экономических и социальных кризисов, когда государственные расходы значительно возрастают и не покрываются обычными доходами, дефицит бюджета «спасают» дополнительным выпуском бумажных денег. Население с трудом привыкает к новым нулям на купюрах, вспоминая не столько арифметику, сколько астрономию. Инфляция берет у одних и дает другим. Одно возвышает, другое топит! Инфляция – это сражение богатств, состязание стоимостей! В те годы рекордсменами инфляции были некоторые страны СНГ. Инфляция в «богатой наличкой» Грузии была 20000 процентов, в Армении – 5000, в России – 500-2000 процентов. Инфляция – многовековая болезнь. Глубинная суть инфляции «санитарная» – убить отживающее поколение, обесценить его деньги, которые олицетворяют его время.
Запомнилась шутка тех дней на открытии театрального сезона (в зале – половина пустых мест): «Когда экономика «На дне», Верховный совет производит своими решениями «Фальшивые деньги», в зале, увы, нет ни «Мещан», ни «Дачников», а одни – «Чудаки». Запомнилась встреча с социологом и «портрет» структур власти: в партии собиралась элита, интеллект, в профсоюзах «свои парни», а в советах – сброд. Во всех чиновных структурах очень часто слышал разговор о верности, дружбе. Отсюда было мое парадоксальное наблюдение: больше всего ценят дружбу те, кто хочет ее продать…
В 90-е годы произошла смена элит. На сцену Истории, благодаря Горбачеву, пришли энергичные люди «без партбилетов», между новыми кланами началась борьба. Без правил. Мораль – в сторону. Автомат Калашникова стал главным судьей этих "соревнований". Действительно, рост новых этажей экономики начался с подвалов, с грязных, заброшенных переходов, в которых предприниматели устроили магазины. Двадцать лет назад на Москву я смотрел с высоты «Седьмого неба» Останкинской телебашни. Для масштабных впечатлений… В те годы десятки тысяч москвичей стали уличными торговцами, продавали свои домашние «ресурсы», учились торговать и торговаться… Учились быть предпринимателями.
Предприниматели, подобно атлантам, держат на себе небо завтрашнего дня в политике, экономике, религии, социальной сфере. Еще в средние века заметили, что предприниматель действует на свой страх и риск, получая при этом удовольствие. Предприниматель не работает (работа и раб одного корня), а занимается деятельностью. Добавим – плодотворной деятельностью.
Времена изменились. Новый штурм Белого дома исключен. В России доллар с каждым годом теряет свои позиции. Резервы состоят из многих валют. Отсюда – «многовекторная» политика державы. Политика – высшая форма бизнеса. Политика – это борьба за определенные идеи. Но чтобы идеи воплотить в жизнь, нужна власть. Потому политика – это борьба за власть. Занимаясь политикой, отдавая президентам и министрам свои слова и мысли, я убедился, что политический капитал особенно зависит от «времени и денег», от общей неопределенности бытия. Еще в 1898 году Л. Толстой пророчествовал: «Главная надуманность, ошибка теории Маркса в предположении о том, что капиталы перейдут из частных рук в руки правительства, а от правительства, представляющего народ, в руки рабочих. Правительство не представляет народ, а есть те же частные лица, имеющие власть, несколько различные от капиталов, отчасти совпадающие с ними. И потому правительство никогда не передаст капиталы рабочим!». Можно поэтому прогнозировать, что правительства республик СНГ не поделятся собственностью с рабочими. Политические решения… В самом слове «решение» видна «решка». Решка, а не орел… Как шутят мои коллеги по государственной службе: «Умных людей в правительстве большинство, только они редко встречаются». И тем не менее, надо учиться ходить, с разной скоростью, по трем дорогам одновременно: сегодняшней, вчерашней и завтрашней. Анализировать уроки истории. Ибо история, по словам Н. М. Карамзина, – "завет предков к потомству: дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Михаил Арошенко, автор серии «Энциклопедия капиталов».